m_a_r_y_l_a (m_a_r_y_l_a) wrote,
m_a_r_y_l_a
m_a_r_y_l_a

Category:

Монастыри Дивша и Петковица, снесенная церковь, Нови Сад, и монастырь Гретег. Сербия. Часть 14.

У меня тут на районе такое)

Оригинал взят у krasno_cherniy в Монастыри Дивша и Петковица, снесенная церковь, Нови Сад, и монастырь Гретег. Сербия. Часть 14.
Ну вот и осталось совсем мало времени,на север страны было решено не ехать,а добраться до Нови Сада и дальше до Бора.
На склоне Фрушка гора есть несколько монастырей, мы посетили два- один женский, другой мужской.

В мужском толком и не побывали-как то в торопях всё,а вот в женском посидели,погуляли- понравилось,хороший, с хозяйством не малым.
Но обо всём по порядку.


Монастырь находится на юго-западной части Фрушкой горы между селами Дивош и Шишатовац.
Монастырская церковь посвящена Св. Петке (Параскеве Пятнице).
По преданию, монастырь был основан вдовой Стефана Штиляновича, деспотицей Еленой в первой четверти 16 века.
Церковь и по сей день сохранила первоначальный внешний вид.
Деревянная колокольня была заменена каменной во второй половине 18 века.
Церковь украшена фресками 1588 года. Иконостас создан в 1735 году. Пострадал во время Второй мировой войны.
В настоящее время на территории монастыря находятся церковь и новое здание монашеских келий.






И совсем рядом находится другой,женский монастырь Дивша.

[Джипша], жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на Фрушка-Горе вблизи с. Визич (Воеводина). По преданию, мон-рь в кон. XV в. основал св. деспот Иоанн Бранкович (см. ст. Бранковичи). Впервые упоминается в рукописи Четвероевангелия кон. XV - нач. XVI в., затем в тур. налоговой ведомости 1566/69 г. Вероятно, первоначальная церковь была деревянной, а храм из камня и кирпича был построен в XVI в. В XVII в. Д. не упоминается в источниках, что может говорить о запустении обители. В привилегии австр. имп. Иосифа I 1706 г. Д. названа подворьем мон-ря Кувеждин. В 1744 г. ктитор Петр Йованович из Нови-Сада обновил церковь. Возрождению мон-ря в 1741-1765 гг. способствовал пустынник Матей: на его средства были построены припрата церкви, звонница и братские корпуса. В этот период храм приобрел совр. вид: с запада к крестообразной основе примыкает звонница с часовней, освященной в честь Покрова Пресв. Богородицы. Иконостас вырезан из дерева в 1751 г. в Нови-Саде, иконы из иконостаса и 2 больших образа св. Иоанна Предтечи и св. Николая Чудотворца написал Теодор Гологлавац в 1754 г.



Рыбное хозяйство

Отдохнув- продолжили дорогу.
Сельская церковь, оказалась закрыта



Решили заехать на заброшенный карьер искупаться-погода очень благоприятствовала



А вот кстати интересное место

Заехали к очередным знакомым на чашечку сливовицы. А на этом месте был храм,при совке его разобрали,но место намоленное- ничего не строят. денег восстановить нет- поставили звонницу



Собственно где мы заночевали я уже и не помню,но вот к ночи ближе оказались в Нови Сад.
Попали на какой то салют

Петроварадинская крепость

Город возник в середине XVIII века как поселение православных сербов, которым было запрещено селиться в католическом Петервардейне — городе на противоположном берегу Дуная, сформировавшемся вокруг неприступной Петервардейнской крепости. Императрица Мария Терезия в 1748 году дала сербскому поселению латинское имя Neoplanta, что означает «новый сад». В настоящее время Петервардейн (Петроварадин) — один из районов Нови-Сада.
В 1999 году, во время агрессии стран НАТО против Югославии, Нови-Сад подвергался многократным бомбардировкам авиацией Альянса

Но в сам город мы не поехали,а просто прогулялись по крепости, по традиции испив утреннего кофе



за рекой как раз город





рисуночки на камне фонтана





По просторам крепости

















На последок, панорама из крепости

Начали приезжать первые туристы,и мы скоренько свалили. Нас ждал монастырь Гргетег



Он оказался с довольно обширной территорией



Монастырь один из 16 монастырей сохранившихся на Фрушка горе после второй мировой.

В тур. источниках упоминается с 1619 г. В кон. XVI-XVII в. была построена церковь, 3-нефная, с полуокружной апсидой, припратой и 6-гранным кубом, перекрытым цилиндром. В кон. XVII в. был разорен и опустел. В 1691 г. имп. Свящ. Римской империи Леопольд I определил Г. с его владениями (с. Нерадин, пустоши и мельницы) местом жительства еп. Енопольского и Арадского Исаии (Джаковича). Еп. Исаия обновил церковь, а когда в 1707 г. стал митрополитом Крушедольским, объявил Г. митрополичьим имуществом и подарил мон-рю драгоценности, оставшиеся после смерти патриарха Печского Арсения III (Черноевича). В 1739 г., спасаясь от турок, в обитель перешли монахи из мон-ря Сланци под Белградом. В 40-60-х гг. XVIII в., при митр. Карловацком Павле (Ненадовиче), была возведена высокая колокольня, монастырскую церковь с 4 сторон окружили братские корпуса. В этот период в мон-ре была богатая б-ка: согласно данным визитации Фрушкогорских мон-рей митр. Павлом в 1753 г., здесь хранилось 65 книг, из них 8 - древних сербских. В 1771 г., при митр. Карловацком Иоанне (Георгиевиче), вместо старой была возведена новая однонефная церковь с куполом над средней частью храма и звонницей на зап. фасаде. Иконостас для нее в стиле рококо с богатой резьбой сделали художники Я. Орфелин и Т. Крачун (1774). В 1780 г., при игум. Кирилле (Живковиче; впосл. епископ Пакрацкий), была расписана трапезная. При пожаре 1841 г. сильно пострадал иконостас церкви, и его заменили иконостасом из колокольни (1836, работа Г. Бакаловича и Д. Джурковича, в 1901-1902 дополнен иконами У. Предича). При игум. Иларионе (Рувараце) в 1898 г. в мон-ре была освящена часовня в честь Рождества Пресв. Богородицы, иконостас для к-рой в 1911 г. сделал худож. Петр Крижанич (сохр. 1 икона), а в 1899-1901 гг. весь монастырский комплекс был отреставрирован по проекту Г. Болеа. В нач. XX в. братство мон-ря насчитывало 5 чел.

В 20-х гг. ХХ в. в Г. проживали представители рус. духовенства, к-рые были вынуждены покинуть Россию: архиеп. Волынский (впосл. митрополит) Евлогий (Георгиевский), еп. Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур; впосл. архиепископ), проф. КДА прот. Феодор Титов и др. В этот период в Г. была типография, в 1922-1923 гг. ее директором был архим. Виталий (Максименко; впосл. архиепископ Восточноамериканский и Нью-Джерсийский РПЦЗ).

Мон-рь сильно пострадал от военных действий во время второй мировой войны. От взрыва 22 сент. 1943 г. колокольня и братский корпус были разрушены полностью. Церковь была разграблена и частично разрушена. Иконостас сохранился, но все иконы были повреждены осколками и осквернены. Драгоценности ризницы были вывезены, их малая часть по окончании войны была передана в Музей СПЦ. Небольшое монастырское собрание рукописных и старопечатных книг, совпавшее по числу с результатами визитации 1753 г. (описание см.: Петковић С. Збирка рукописа манастира Кувеждина, Дивше, Шишатовица и Гргетега // Споменик САНУ. Београд, 1951. Књ. 101. С. 3-88), рассеялось и частично погибло в годы второй мировой войны. Отдельные рукописи, происходящие из Г., находятся в собрании Музея СПЦ и в Народной б-ке «Кирилл и Мефодий» в Софии.

С 1953 г. постепенно шло восстановление мон-ря, Г. был обновлен как жен. мон-рь первым из Фрушкогорских обителей. К 1987 г. произвели полную реконструкцию церкви, к 1994 г. привели в порядок келейные корпуса. В 1999 г. в келейном корпусе еп. Сремский Василий (Вадич) освятил домовый храм во имя прп. Серафима Саровского. К Пасхе 2001 г. на колокольню были подняты 4 колокола весом от 350 до 1200 кг, отлитые по заказу мон-ря в Воронеже. 24 июля 2002 г. в Г. торжественно встретили копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», написанную специально для Г. в Хиландаре. В мон-ре открыты музей архим. Илариона (Рувараца) и экспозиция сохранившихся предметов из ризниц Фрушкогорских мон-рей (часть коллекции Музея СПЦ).






Зашли в храм, фотографировать было не запрещено



Территория монастыря

Познакомились с пасечниками.
У нас таких пчелариев не встречал.
Опять же угостили сливовицей,кофе,и отличной бьеседой







чуть в сторонке посетили церквушку, название стёрлось из памяти



И снова новое знакомство)























Обменявшись контактами,мы снова продолжили дорогу.
В следующий раз я выложу заключительную часть путешествия.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Лишний вес

    Про лишний вес всегда очень много вопросов, тема, как это называют, - «заряженная». Вот такой вопрос поступил 
Я вот что хотела сказать. Я занимаюсь…

  • Чувствовать или не чувствовать?

    Человек сидит и дергает ногой. Как часто вы такое видите? Я – постоянно. Мне каждый раз хочется спросить: а для чего вы сейчас качаете ногой? Но я не…

  • Про нечувствительность и осознанное движение

    Я разговаривала с Таней про то, зачем нужна практика осознанного движения, и мы вышли на тему нечувствительности. Я напишу про это дополнительно, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments